ФЭНДОМ

Надежность - это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, а также технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.

Характеристики надежности как комплексного свойства систем:

· Безотказность свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени или наработки.

· Долговечность свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания.

· Ремонтопригодность свойство объекта, которое заключается в приспособленности к обнаружению и предупреждению причин отказов и неисправностей, а также восстановление и поддержание работоспособного состояния объекта путем проведения тех. обслуживаний и ремонта.

· Сохраняемость свойство объекта сохранять значения безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после сроков хранения и транспортирования.

Показатель надёжности – это количественная характеристика уровня надёжности объекта (системы). В зависимости от того, сколько свойств (видов или сторон) надёжности характеризует показатель, он может быть единичным или комплексным. Наработка изделия, продолжительность функционирования объекта либо объём работы, выполненный им за некоторый промежуток времени.

Для невосстанавливаемых объектов используются следующие показатели (единичные):

1. Вероятность безотказной работы.

Показатель, который оценивает возможность сохранения работоспособности в определённом интервале времени или при выполнении заданного объёма работы (за время наработки). Это вероятность того, что в пределах заданной наработки не возникнет отказ: P(t) = P{T>=t}

2. Вероятность отказа.

Вероятность того, что отказ произойдет за время, не превышающее заданной величины: Q(t) = P{T<t}

3. Плотность распределения вероятности наработки (безотказной работы).

4. Среднее время безотказной работы

Математическое ожидание времени наработки до отказа.

5. Средняя наработка на отказ.

Это среднее значение наработки между отказами (по- существу характеризует восстанавливаемые объекты, обладающие возможностями наработки в результате последовательности отказов и восстановлений).

6. Гамма- процентная наработка.

Наработка, в течение которой отказ не возникает с вероятностью гамма, выраженной в %.

7.Интенсивность отказов.

Отношение числа отказавших объектов за единицу времени к среднему числу объектов, работоспособных за данный интервал (удельная скорость изменения количества отказов).

Для восстанавливаемых объектов:

1. Параметр потока отказов.

Это отношение числа отказов восстанавливаемого объекта за произвольно малую наработку к величине этой наработки.

2. Ведущая функция потока.

Представляет собой отражение на оси времени непрерывной суммарной наработки как накопленной последовательности числа отказов.

3. Средняя наработка на отказ.

Наработка восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа отказов в течении этой наработки.

Комплексными показателями надежности являются:

1. Готовности коэффициент - вероятность того, что объект будет работоспособным в произвольно выбранный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначение не предусмотрено (т.е. учитываются только периоды наработки и восстановления). Оценивается отношением среднего времени наработки до отказа к сумме среднего времени наработки и среднего времени восстановления. Различают стационарный и нестационарный коэффициент готовности.

2. Коэффициент оперативной готовности – это коэффициент готовности, который дополнительно предусматривает, что, начиная с некоторого заданного момента времени, объект работает с определенной величиной вероятности безотказной работы.

3. Коэффициент простоя – обратная величина коэффициента готовности, т.е. сумма величин коэффициентов готовности и простоя равна единице.

4. Коэффициент технического использования – это средняя доля времени работы объекта по назначению, т.е. оценивается отношением среднего времени наработки восстанавливаемого объекта к продолжительности нахождения объекта в эксплуатации. В отличии от коэффициента готовности в расчете учитывается все стадии жизненного цикла объекта, включая периоды простоев и пр.

5. Коэффициент планируемого применения – это доля «чистого» времени, в течение которого объект находится в эксплуатации (т.е. без учета периода выполнения плановых восстановительных мероприятиях - ТО и Р).

6. Коэффициент сохранения эффективности – это отношение некоторого показателя эффективности работы объекта к номинальному его значению (т.е. при условии отсутствия отказов за этот же период).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики